Джоан Вульф "Дорога к замку", 15/31, upd 04.01.21
- natalymag
-
- Wanted!
-
- Сообщений: 177
- Репутация: 3
- Спасибо получено: 76


Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- ninych
-
- Wanted!
-
- Сообщений: 455
- Репутация: 7
- Спасибо получено: 1012
А я?nurochek пишет: Прям сильно позже? Надо перечитать.
В теме ты да я, да мы с тобой:)))
Кстати, про лбы будет интересно даже если они не относятся к этой эпохе, и если уважаемым хозяевам темы будет не лень (я напрашиваюсь на лбы, да

Regret is usually a waste of time
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- nurochek
-
- Wanted!
-
- Сообщений: 153
- Репутация: 3
- Спасибо получено: 82
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Zirochka
-
- Wanted!
-
- Сообщений: 9
- Репутация: 2
- Спасибо получено: 9
Как бэ и я тут брожу иногда, незримой теньюВ теме ты да я, да мы с тобой:)))


Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Москвичка
-
Автор темы
- Wanted!
-
- Мока
- Сообщений: 458
- Репутация: 36
- Спасибо получено: 1723
Zirochka пишет: Как бэ и я тут брожу иногда, незримой тенью
А я прошу тебя: явись!
И перестань быть только тенью.
Скажи "спасибо" иль ругнись
На фраз и строк непостроенье.
Ты знаешь, я всегда за то,
Чтобы не в личке, втихомолку,
Чтоб не украдкой на ушко,
А прямо в теме, в голос, громко.
Незримая пусть тень плывёт
Среди готических развалин,
В тиши и сумраке времён,
В неясной мгле невспоминаний.
А ты живая, во плоти,
Так перестань тут плавать тенью.
Придёшь когда — поговори,
Ну осчастливь своим явленьем!

Лучшее - враг хорошего
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Москвичка
-
Автор темы
- Wanted!
-
- Мока
- Сообщений: 458
- Репутация: 36
- Спасибо получено: 1723
Итак, поговорим о женской красоте.
Не секрет, что в разные времена, у разных народов представления об этом предмете тоже были разными. И часто для смены "модных тенденций" женского идеала находились вполне объективные причины.
К слову, в ранней юности попалась мне книжка Ефремова "Лезвие бритвы". Книга настолько зацепила, что до сих пор помню (хотя прочла один-единственный раз). С точки зрения художественной — ни о чём, но вот рассуждения о том, почему мы тот или иной образ считаем красивым, почему люди разных рас и национальностей имеют характерные отличительные черты, оказались очень интересными и помогли в итоге понять, почему в разные исторические периоды понятия о прекрасном у людей расходились, случалось, до диаметрально противоположных.
Прежде в этой теме я уже упоминала, что действие нашего романа развивается в удивительный, во многом переломный, период западноевропейской истории. XII век — это не только политическая борьба и начало создания национальных государств в Европе, не только прорыв в экономике, повлекший за собой изменения в жизненном укладе. Это ещё и много-много изменений и даже открытий в культурном плане: от создания произведений и новых направлений в искусстве в различных его сферах до отношения к женщине.
Хочу ещё раз напомнить, что термин "Средневековье" включает в себя несколько периодов. Действие нашего романа падает на тот период, который называют романским (IХ-XII вв.), когда ещё нет высокой готики, нет святой инквизиции, а потому красивых женщин в Европе можно встретить не реже, чем в других частях планеты.
Но какие они, эти красавицы?
Одна из обложек "Дороги к замку" довольно точно, надо полагать, передаёт облик Нелл. Думаю, никто из нас не усомнился бы, что нашу героиню можно назвать красавицей — пусть даже черты её лица не очень видны на картинке. Однако почему тогда
Вопрос, как понимаете, не в том, что Нелл мучило положение, которое занимала её сестра в семье. Вопрос в том, что если безоговорочно "красавица-сестра", то Нелл, выходит, вовсе не красавица?Нелл знала, что никогда не сможет занять место своей красавицы-сестры?
Такому невысокому мнению о своей внешности наша героиня должна быть обязана, прежде всего, своим волосам. Точнее, цвету волос.
Длинные и густые — это хорошо, а вот тёмные — это плохо. Вот жених нашей несостоявшейся монашки — тот действительно красавец:Её каштановые волосы были туго стянуты на голове и заплетены сзади в косу, доходившую до середины спины.
Дело в том, что в средневековой Европе царил нордический тип красоты. Уж не знаю, чем это вызывалось, предположения можно строить тут разные, однако и по сей день многие мужчины предпочитают блондинок, а многие женщины осветляют волосы.Он был очень красив. Его волосы отливали тёмным золотом...
Впрочем, если сегодня предпочтение светлых тёмненьким и наоборот, зависит от вкуса, то сотни лет назад дела обстояли серьёзнее.
Во-первых, считалось, чем ненордическая примесь в облике сильней, тем ниже происхождение. По тёмным волосам, глазам и коже в средневековой Франции распознавали «вилена», т.е. несвободного.
В житии французской св. Годеливы (1040-70) отмечается, что эта святая была необыкновенно красива.
Когда фламандский дворянин Бертульф де Жистей привез её, свою молодую жену, к себе на родину, злая свекровь встретила её враждебно. Она не одобрила выбор сына: «Зачем искать жену на чужбине и в конце концов привезти такую ворону!»Единственное, в чем её можно было бы упрекнуть, это чёрные волосы и ресницы.
Каштановые волосы — и те считались некрасивыми, а чёрные — просто безобразными, даже чем-то противоестественным.
Известный средневековый историк француз Жуэнвиль (1224 — 1317) писал в своей «Истории св. Людовика»:
Во французских средневековых песнях встречаются жалобы девушек на то, что их отвергают за каштановые волосы. В средневековой Германии наблюдалась та же картина. Каштановые волосы не нравились, а чёрными поэты награждали только злых женщин и язычниц. И это — то самое "во-вторых", которое стало роковым для многих красавиц более позднего (готического) периода Средневековья, времени гонения на ведьм.Сарацины безобразны, потому что волосы у них на голове и бороды совершенно чёрные.
Недурна, конечно. И даже хороша. Глаза-то — голубые (синие, тут я решила согласиться на поэтическое, а не реалистическое описание), нос прямой, губы алые, здоровый румянец. Красавица, да и только!На неё смотрела девушка с большими настороженными синими глазами, аккуратными бровями и маленьким прямым носом, разрумянившимися от ванны щеками и алыми губами.
«А я не дурна», — с удовольствием подумала Нелл и тотчас же устыдилась.
К сожалению, до нашего времени дошло очень мало изображений того времени, чтобы мы могли уверенно судить о том, какой должна была бы быть королева красоты Средневековья. Но, слава богу, именно в романский период расцвела поэзия трубадуров, миннезингеров (нем. мinnesinger, от мinne - любовь и singer - певец) и вагантов (лат. vagantus - бродячие), и потому сегодня мы точно знаем, что прекрасной дамой называли ту, у которой
Это поэтическое описание оставлено поэтом XIII в., Раулем де Суассоном. Как видно, в начале готики ещё придерживались старых идеалов красоты, красоты здорового тела. И потому наш РожерВесёлые светлые глаза, тёмные брови,
Красивые золотые волосы,
Прекрасный лоб, хорошо посаженный прямой нос,
Кожа цвета лилий и роз,
Алый и нежный рот,
Белая, без всякого загара шея,
Сияющая белизной грудь;
Любезной, приветливой и весёлой
Сотворил её Господь Бог.
был очень красив. Его волосы отливали тёмным золотом, а глаза светились таким же золотистым цветом.
...
У него была хорошая улыбка, и зубы все ровные и белые.
Скульптурные изображения того периода подскажут нам, если не о цвете, то о формах тела и чертах лица, считавшихся красивыми. Дама должна была быть не худая, но и не полная. Больше всего ценилась миниатюрность. Маленьким должно было быть все — рост, кисти рук, ступни, грудь. Т.е. красивой у женщины считалась маленькая грудь. Это было настолько важным для красавиц, что в средневековой Испании, говорят, действовали примерно так же, как в Японии, когда стремились сделать у девочки ножку маленькой. Грудь на ночь сдавливали, клали на неё тяжёлые плиты. Не знаю, насколько это правда, больше мне верится в то, что грудь просто туго бинтовали, о чём, кстати, пели школяры-ваганты:
Девушки перси свои туго бинтом пеленают,
Ибо для взгляда мужчин полная грудь не мила.
Мою красавицу мне жаль.
Конечно, никакой хрусталь
С прозрачной кожей не сравнится.
Натура - Божья ученица.
Кретьен де Труа «Ивэйн, или Рыцарь со Львом», XII в.
Итак, итог. Идеал красоты был таков: фигура стройная, но не тощая, с животиком, грудь маленькая, руки-ноги тоже, нос прямой, не слишком короткий, но и не слишком длинный, цвет кожи «белый\прозрачный», лицо, цветущее румянцем, глаза предпочтительно голубые, а не карие, но к карим глазам не было такого отрицательного отношения, как к каштановым волосам. Французы ценили «красивые глаза», немцы — «жёлтые волосы». (Кстати, слово «блондин» проникло из французского языка только в XVII — XVIII веках. До этого светлые волосы называли жёлтыми).
И этот идеал очень сильно не совпадал с тем идеалом, который пришёл в готический период, в эпоху Возрождения. Эпоху "высоких лбов".

Лучшее - враг хорошего
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Москвичка
-
Автор темы
- Wanted!
-
- Мока
- Сообщений: 458
- Репутация: 36
- Спасибо получено: 1723
Рассуждая о средневековых идеалах красоты, исследователи обычно говорят именно о готике. И я бы, наверное, тоже не проводила черту по XII-XIII вв., если бы не наш роман.
Да, это известная история - про лбы. И доказательство тому - множество картин: и средневековых миниатюр, и живописных полотен. Но сложность в том, что картины в XII-XIII вв. ещё не очень-то научились писать, и потому, рассуждая о доготических временах, опираться приходится в основном на скульптурные изображения (см. предыдущий пост).ninych пишет: Кстати, про лбы будет интересно даже если они не относятся к этой эпохе, и если уважаемым хозяевам темы будет не лень (я напрашиваюсь на лбы, да
)
Однако, всё по порядку.
Но сначала маленькое замечание. Читайте этот пост не во время еды, чтобы не вызвать неприятных последствий.
В Средневековье очень сильно возрастает влияние Церкви на все сферы жизни. Античная обнажённая красота, считавшаяся отражением гармонии духовной, предаётся анафеме. И если, например, греки могли оправдать в суде красивую женщину, руководствуясь утверждением, что столь совершенное тело просто не может быть вместилищем нечистой души (факт в истории известный, так была оправдана гетера Фрина, натурщица Праксителя), то средневековая церковь считала как раз наоборот (и красота Фрины тут стала бы главной уликой, а не алиби): внешняя привлекательность - это чтоб обманывать мужчин... и т.д. Не стану повторять весь этот бред, вы и так всё знаете. Ну, и как следствие, запрет на всякую косметику, тело скрыто под глухими одеждами - чтоб ни-ни, никакого соблазна! В общем, всё это присутствовало и в романский период. Но с течением времени, под влиянием определённых событий в истории, произошли некоторые изменения.
Нордический тип красоты остался: светлая кожа, голубые глаза, золотые волосы... ещё долго продолжали считаться идеалом, но суровая жизнь внесла свои коррективы.
Я несколько раз уже пыталась начать разговор о питании в Средневековье, но т.к. тема довольно обширная, всё откладывала. Однако сегодня стоит хотя бы небольшое замечание сделать по этому поводу.
Голод в Средние века был постоянным спутником жителей, и не только бедных. Доставалась и аристократам. Да и пища особым разнообразием не отличалась (ну, это, конечно, как посмотреть - на сегодняшний взгляд, например, присутствие в рационе такой экзотики как воронье мясо, думаю, можно было бы считать существенным разнообразием). Единственное место, где не знали голода, были монастыри.
Ну, а голод (соответственно, и болезни) накладывает свой отпечаток на внешний облик человека. Думаю, именно в этом кроется основная причина в средневековых канонах красоты. Посмотрите на картины художников XIV-XVI вв. Вы увидите женщин с явными признаками рахита: узкобёдрых, малогрудых, с отвислыми животами и выпуклыми лбами. Поредение волос и частое облысение, отодвигание назад границы волос на лбу вследствие болезни (видно, сильно распространена была, иначе б не стала диктовать такие каноны красоты) и вызвало эту странную моду, продержавшуюся более двух столетий, когда утончённым, прекрасным, изысканным считается болезненный вид.
И вот, желая придать духовности и изысканности внешности, представительницы прекрасного пола обривают лоб на два, а порою и на четыре пальца от линии роста волос, делая его выше, обривают брови (какие там "тёмные брови", воспетые трубадурами!), а иногда и удаляют ресницы. И надевают высокие чепцы.
Однако благодаря гению художника дамы того времени могут даже казаться красавицами и на наш современный взгляд.
А известно ли вам, что для избавления от нежелательных волос женщины, бывало, наносили на лоб смесь негашёной извести и сульфида мышьяка (и случалось, что результатом таких косметических процедур были шрамы)? Не гнушались даже крови летучих мышей и лягушек, лишь бы не росли волосы на лбу. Никаких признаков залысин на изображениях XII в. вы не найдёте. Да и в следующем веке тоже.
Ценились тонкие руки, длинные пальцы и длинные ноги.
Ну и, разумеется, презрев все запреты церкви, дамы стремились сделать себя красивее.
В стремлении как можно больше напоминать бестелесных ангелов, чтобы кожа казалась "прозрачной", травили себя уксусом, голодали, делали кровопускания или отбеливали кожу свинцовыми белилами. Белизну и тонкость кожи подчеркивали просвечивающие сквозь неё голубые вены (был период, когда их даже рисовали на коже рук и на лице); отсюда пошло выражение "голубая кровь", указывающее на благородное происхождение.
Бледность в результате получалась буквально мертвенной, поскольку все эти действия ощутимо подтачивали здоровье. Раньше пользовались всё же безопасными рецептами.
Очищенные зёрна пшеницы замочите на 15 дней. Затем измельчите и смешайте с водой, процедите через ткань. Дайте полученной массе высохнуть и кристаллизоваться. После этого вы получите порошок белый, как снег. Перед нанесением смешайте его с розовой водой и нанесите на лицо, предварительно умывшись тёплой водой, и хорошо вытретесь.
Вот она, средневековая Ева:
Синьоры, которым не дано от рождения быть блондинками, прибегали к искусственным средствам.
Это касается не только цвета волос. В нынешние времена трудно разобраться, что в женщине натурально, а что — результат ее искусства выглядеть красивой.
Волосы женщины осветляли всеми подручными средствами. И наряду с привычными нам растительными смесями, отварами пользовались довольно неприятными. Употребляли шафран, луковую шелуху, несвежую овечью или собачью мочу или же проводили на солнце столько времени, что волосы попросту выгорали. Дамам рекомендовалось для обретения густой шевелюры натирать голову порошком, включавшим истолчённые крылышки пчёл и шпанской мухи (которая не муха, а жук), орехи и пепел от сожжённых иголок.
Кариес считался признаком достатка, и потому на картинах того времени можно встретить лица с чёрными (чернёными) зубами.
Эпоха Возрождения изменила каноны красоты, постепенно сводя не нет аскетизм и возвращаясь к античности. Впрочем, "красотой" чёрных зубов "покоряли" и в позднее Возрождение:
Лучшее - враг хорошего
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Zirochka
-
- Wanted!
-
- Сообщений: 9
- Репутация: 2
- Спасибо получено: 9
Буду старатьсяМосквичка пишет:
А я прошу тебя: явись!
И перестань быть только тенью.
Скажи "спасибо" иль ругнись
На фраз и строк непостроенье.


Вообще, не перестаю удивляться твоим талантам


Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- ninych
-
- Wanted!
-
- Сообщений: 455
- Репутация: 7
- Спасибо получено: 1012

Regret is usually a waste of time
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Magic
-
- Wanted!
-
- Сообщений: 30
- Спасибо получено: 17
Как же меня бесит отец Нелл. Но история пока развивается хорошо, а в книге еще очень много глав. Буду ждать продолжения

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Georgie
-
- Wanted!
-
- Злобное суЩЩество
- Сообщений: 2446
- Репутация: 20
- Спасибо получено: 3943
Что уж так лорд Рауль и леди Элис не озаботились о курсе "молодого бойца" для Нелл? Одно дело готовиться быть хозяйкой замка несколько лет, другое дело не знать даже простейших сведений об устройстве замка и его хозяйства (для Нелл самостоятельно найти конюшню - непосильная задача). И так невеста колером не вышла, так вдобавок и в хозяйстве не бельмеса. Разве пошитый к свадьбе гардероб Сибиллы был так обширен, что все только сидели и шили? Дочь не сбагряется с рук абы куда, а заключается союз, поэтому обе стороны должны быть заинтересованы в умении вести хозяйство (именно на это упирали уговорители,чтобы воспрепятствовать желанию героини вернуться в монастырь).
Зубы, лошади, учтивость...
Забыли о кудрях золотых!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Москвичка
-
Автор темы
- Wanted!
-
- Мока
- Сообщений: 458
- Репутация: 36
- Спасибо получено: 1723
Кстати, Анна Ярославна первый раз вышла замуж примерно 20 лет от роду.
Что касается "курса молодого бойца". Нелл в раннем детстве оторвали от семьи, воспитывалась девочка в монастыре, где, судя по всему, её предназначением должно было стать лекарство, а вовсе не ведение большого хозяйства. Так что хозяйкой ей - учиться и учиться.
То, что не знала, где конюшни - тоже допустимо. Замок огромный - такой минигород. Осмотреть его толком времени у неё не было, а воспоминания детства могли и не сохраниться (если она вообще бегала в детстве на конюшню).
Приданое готовилось не в один день, а много месяцев и даже лет. Сестра, для которой шились платья, была крупнее Нелл. И да, все платья пришлось перешивать - дело долгое, а в запасе всего несколько дней. У послушницы же шикарных туалетов не предполагается.
Лучшее - враг хорошего
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Лемниската
-
- Wanted!
-
- Другие не лучше
- Сообщений: 3534
- Репутация: 86
- Спасибо получено: 15777
Человек может все, пока не начинает что-то делать
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Georgie
-
- Wanted!
-
- Злобное суЩЩество
- Сообщений: 2446
- Репутация: 20
- Спасибо получено: 3943
Гардероб даже в качестве приданного не мог быть в 12 веке обширным, другое дело шкуры, гобелены, мебель...
Понятно, что монастырская программа образования не соответствовала нуждам ведения замкового хозяйства. Шитьём могла заняться и служанка, а вот постараться впихнуть в голову новоиспеченной невесте хоть что-нибудь было необходимо.
Кто ж знает, когда родилась Анна Ярославна? Историки отводят период с 1024 по 1036. О дате свадьбы русские и французы тоже не договорились пока, не то 1049, не то 1051. Так что замуж она вышла ~ в 15-25.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Москвичка
-
Автор темы
- Wanted!
-
- Мока
- Сообщений: 458
- Репутация: 36
- Спасибо получено: 1723

В романе одежду перешивают даже знатные дамы, живущие в замке. Не знаю, чем это обусловлено - действительно, можно было и служанок посадить, но в обучение знатной дамы обязательно входили умение шить и вышивать. А чем ей ещё заниматься?

О средневековой одежде
Лучшее - враг хорошего
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.